Схема автоматического зарядника |
Схему можно выполнить отдельным блоком и подключать в разрыв между блоком питания и аккумулятором. Известно, что напряжение холостого хода всегда выше напряжения под нагрузкой, а в случае с аккумулятором, оно падает до напряжения самого аккумулятора, при этом ток в цепи возрастает.
Именно это свойство было использовано при разработке схемы.
Функции приставки:
1. Индикация подключения клемм к аккумулятору
2. Защита от замыкания клемм и от переполюсовки с индикацией.
3. Ручной запуск и автоматическое продолжение зарядки при перебоях с сетевым напряжением.
4. Отключение аккумулятора от зарядного устройства по достижении на клеммах 14,5В, с переходом в «компенсационный» режим работы с током подзаряда около 50мА.
5. Индикация режимов «заряд» и «готов»
6. Плавно снижающийся ток заряда от 5А почти до нуля при использовании обычного трансформатора мощностью около 80Вт.
Переключается зарядка резко, мощный транзистор работает в ключевом режиме и даже при токе 6А рассеивает около 0,5Вт тепла, т.е. при токах до 3А можно обойтись без радиатора. Возможно лучше использовать многооборотный резистор R1. Индикатор D3 "заряд/готов" загорается зелёным только если аккумулятор имеет напряжение не менее 5В и подключен в правильной полярности. При нажатии на кнопку "заряд" индикатор D3 станет оранжевым. По окончании зарядки он снова станет зелёным. Так как у триггера имеется некоторый гистерезис, то после отключения зарядки сразу её включить не удастся, пока напряжение на аккумуляторе не опустится ниже 14В (в моём случае 13,6В).
Наладка делается так - вместо аккумулятора включаете регулируемый блок питания. Устанавливаете напряжение 14,7В, подстроечным резистором нужно добиться чуть заметному уменьшению свечения красного светодиода, тогда во время работы зарядки на этом уровне произойдёт отключение.