Схема зарядного устройства |
Схема автоматического зарядного устройства для зарядки автомобильных аккумуляторов состоит из двух частей. А именно - из блока регулировки зарядного тока на симисторе VS1 со схемой управления на однопереходном транзисторе VT1 и схемы контроля заряда и автоматического отключения аккумулятора. Схема регулятора зарядного тока даёт возможность регулировать ток заряда в пределах от 0 до 10 А (верхний предел зависит от параметров трансформатора Т1). Тут используется классическая схема с фазовым управлением симистора. Автоматическое выключение зарядки работает так - сначала процесс зарядки тиристор VS2 открыт током, который протекает через R7. По мере заряди аккумуляторной батареи напряжение на нем начинает расти. Когда оно достигнет величины 14,2÷14,3 В, стабилитрон VD5 начинает пропускать ток. Затем будет открываться транзистор VT2, который заберёт часть тока, поступающего на управляющий электрод тиристора VS2, в результате чего он запрётся и зарядка аккумулятора остановится. Трансформатор берём готовый или мотаем сами, входное напряжение 220 вольт, выходное - две обмотки по 15 вольт. Габаритная мощность железа около 350-400 ватт. Выпрямительные диоды нужно установить на теплоотводы, если нет таких, какие указаны на схеме, их можно заменить на любые другие, с током 10 ампер. Настройка схемы регулятора зарядного тока заключается в подборе резистора R2 с таким расчётом, чтобы при нулевом сопротивлении переменного резистора R1 зарядный ток был максимальным. Затем подключают к его выходу полностью заряженный аккумулятор (напряжение на его клеммах должно быть в пределах 14,4-14,5 В) и с помощью переменного резистора R11 добиваются открытия транзистора VT2 (на его коллекторе должно быть напряжение около 0,6÷1 В) и закрытия тиристора VS2. На этом настройку зарядного устройства можно считать законченной. Перед настройкой проверяем монтаж и помним про осторожность при налаживании, ведь устройство работает от сети переменного тока 220 вольт, которое опасно для жизни.