Схема преобразователя |
Мощность преобразователя напряжения порядка 20 ватт при выходном напряжении 310 вольт, что вполне хватит для подзарядки телефона от бортовой сети автомобиля. Можно, конечно, запитать что-либо ещё от такого напряжения. Генератор импульсов выполнен на отечественной КР1006ВИ1, она прямой аналог зарубежной NE555, с её выхода прямоугольные импульсы поступают на затвор мощного полевого транзистора типа IRFZ44N, который нагружен на импульсный трансформатор. Импульсы напряжения на вторичной обмотке трансформатора выпрямляет диод VD1, конденсатор С5 - сглаживающий. Стабилизация выходного напряжения осуществляется узлом, состоящим из стабилитронов VD2, VD3 и транзистора VT2. Выходное напряжение стабилизированное, стабилизация осуществляется следующим образом - когда выходное напряжение превысит напряжение пробоя стабилитронов VD2 и VD3, через резистор R5 потечет ток и напряжение на нем возрастет. Это ведет к открыванию транзистора VT2, он соединяет вход Е таймера DA1 с общим проводом, что приводит к срыву генерации и снижению выходного напряжения, после этого транзистор VT2 закрывается, генерация возобновляется и все процессы циклически повторяются. Поэтому выходное напряжение определяется в основном суммарным напряжением стабилизации стабилитронов VD2, VD3. Можно для своих каких то целей поменять выходное напряжение изменив номиналы стабилитронов.
В преобразователе напряжения применены резисторы МЛТ, С2-23, оксидные конденсаторы - импортные, остальные - К10-17. Трансформатор намотан на ферритовом магнитопроводе Ш 12x14 от трансформатора блока строчной развертки телевизора УПИМЦТ, первичная содержит 12 витков провода ПЭВ-2, ПЭЛ диаметром 1 мм, вторичная - 310 витков провода ПЭВ-2 диаметром 0,31 мм. Полевой транзистор IRFZ44N можно заменить на полевые транзисторы IRFZ24N, IRFZ48N, IRFZ34N или на биполярный КТ825 с любым буквенным индексом, в последнем случае сопротивление резистора R4 следует увеличить до 1 кОм. Взамен двух стабилитронов 1N5383B можно применить три соединенных последовательно стабилитрона 1М5378Вили 1N4764.
Преобразователь напряжения подключают к бортовой сети автомобиля через прикуриватель с помощью специальной вилки, в которой установлена плавкая вставка FU1. При эксплуатации преобразователя следует иметь в виду, что в некоторых зарядных устройствах сетевой выпрямитель выполнен по однополупериодной схеме. Поэтому если после подключения зарядного устройства зарядка не производится, то необходимо перевернуть его вилку наоборот, изменив тем самым полярность подаваемого на него напряжения.