Схема толщиномера |
Потребляемый ток устройства около 25 мА, питается от 9 вольтовой батарейки, максимальная толщина измерения 0,8 мм, погрешность измерения составляет 0,05 мм.
Генератор на таймере КР1006ВИ1 (он же NE555) работает с частотой 300 Гц и скважностью 2, с его выхода через фильтр низкой частоты на элементах R3, C2, R4, R5 сигнал поступает на усилитель низкой частоты на микросхеме LM386, на его выходе получается переменное напряжение 0,5 вольт. Подстроечный резистор R5 служит регулятором уровня, которым выставляют оптимальный уровень работы прибора. Датчиком толщиномера служит Ш-образный трансформатор без замыкающих пластин, в их роли будет выступать кузов автомобиля. Чем толще покрытие, тем больше будет получаться немагнитный зазор и тем меньшая связь будет между катушками трансформатора. Показания снимаются с диода VD1 и при помощи миллиамперметра отображаются. Стабилизатор 7805 позволяет сохранить точность измерения при снижении питания батареи до 7В. Переключатель SB1 позволяет при надобности проверять степень разряженности батарейки. Измерение производят при нажатой кнопки SB2.
Подстроечные резисторы можно использовать СПЗ-276. Конденсаторы: С1, С2, С4 тип КМ-6 (или К10-17, К10-23); СЗ, С5, С6 тип К50-35. В качестве трансформатора применен выходной трансформатор от радиоприемника с магнитопроводом Ш 5х6. Для первичной обмотки, содержащий 200 витков, использован провод ПЭЛ 0,15. Вторичная обмотка содержит 450 витков провода ПЭЛ 0,15. При сборке трансформатора пластины необходимо промазать эпоксидным клеем. Стабилизатор DA1 - КР1157ЕН502А, в качестве его замены можно применить 78L05.
Налаживание автомобильного толщиномера начинают с установки движка резистора R7 в левое по схеме положение. Трансформатор Тр1 необходимо поместить вдали от металлических предметов. Вращая движок резистора R5 необходимо добиться отклонения стрелки микроамперметра РА1 примерно на 5 процентов от его полной шкалы. Затем трансформатор незамкнутым торцом магнитопровода прикладывают к чистому стальному листу и изменяя сопротивление резистора R7 добиваются максимального отклонения стрелки микроамперметра РА1. Далее необходимо откалибровать прибор. Для этого между стальным листом и трансформатором прокладывают листы бумаги толщиной 0,1 мм.Для измерения толщины лакокрасочного покрытия автомобиля необходимо приложить трансформатор к исследуемой поверхности, нажать кнопку SB2 и слегка покачивая прибором из стороны в сторону добиваются наибольшего отклонения стрелки. Толщина заводского лакокрасочного покрытия кузова автомобиля обычной краской составляет 0,15...0,3 мм, а краской "металлик" в пределах 0,25...0,30мм.